Прокуратура информирует

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37

с углубленным изучением отдельных предметов" города Чебоксары Чувашской Республики 

  

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Прокуратура информирует

 

 

  • Прокуратура города Чебоксары разъясняет: о добровольных пожертвованиях родителей образовательным организациям. 

     

 Осуществление родителями несовершеннолетних детей пожертвований образовательной организации является их правом, а не обязанностью.     В последнее время вызывает много вопросов, прежде всего со стороны родителей учеников школ, обоснованность получения образовательными учреждениями добровольных пожертвований и целевых взносов. Здесь следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» такая деятельность образовательными учреждениями допускается. Однако цели, на которые школам можно получать и расходовать денежные средства, являются исчерпывающими, а именно пожертвования и взносы должны содействовать деятельности в сфере образования, просвещения, духовному развитию личности. Касательно образовательных учреждений расходование денежных средств на иные цели законом не допускается. Установление размера пожертвований также является не правильным, поскольку в данном случае должен соблюдаться принцип соразмерности доходов граждан, которые вносят добровольные пожертвования. Необходимо помнить, что государством гарантируется бесплатность дошкольного и общего образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).  Таким образом, вносить ли денежные средства на нужды образовательного учреждения и в какой сумме, вправе решать самостоятельно каждый родитель. В случае нарушения права детей на бесплатное получение образование, в том числе посредством принуждения родителей к сдаче средств, можно обращаться с заявлениями (жалобами) в органы управления образованием, службу по контролю и надзору в сфере образования, органы прокуратуры. Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и российском законодательстве, является положение о том, что ребёнок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми. За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

 

 

ВОПРОС: Должны ли родители покупать учебники, учебные пособия и рабочие тетради в школу для своих детей? (родители обучающихся)

 

ОТВЕТ: Согласно действующему законодательству обеспечение средствами обучения и воспитания школами осуществляется за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Образовательная организация определяет список учебников, учебных пособий и обеспечивает обучающихся учебниками и учебными пособиями.

По ГОСТу 7.60-2003 (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст) учебным пособием являются: учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию.

Таким образом, все учебники, пособия и рабочие тетради, которые включены в рабочие программы, используемые школой, должны предоставляться образовательной организацией бесплатно.

В случае, если их не хватает на всех учащихся школа обязана закупить недостающее количество.

 

ВОПРОС: Должны ли родители покупать лыжи для физкультуры в школе? (родители обучающихся)

 

ОТВЕТ: Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) гарантируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС включают в себя требования, в том числе, к материально-техническим условиям. Среди таких требований предусмотрено обеспечение возможности физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх.

Общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом является одной из обязанностей общеобразовательной организации

Таким образом, если школьная программа по физкультуре включает в себя лыжную подготовку, общеобразовательная организация обязана обеспечить обучающихся необходимым спортивным инвентарем – лыжами.

Как  показала проверка, проведенная прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары в школах имеется некоторое количество лыжных пар.

Но данных комплектов категорически не хватает для обеспечения всех учащихся на уроках физкультуры. В частности отсутствует необходимое количество лыжных комплектов каждого размерного ряда хотя бы на один класс.

По результатам проверки прокуратурой района внесены представления в школы Ленинского района г.Чебоксары для устранения выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления школы проводят дополнительную закупку лыжных комплектов.

 

 

ВОПРОС: Может ли школа привлекать дополнительные денежные средства за счет благотворительных пожертвований? (родители обучающихся)

 

ОТВЕТ: Законодательство предусматривает право организации на привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

При этом согласно регламентированному Министерством образования РФ порядку внесение пожертвований родителями (законными представителями обучающихся), осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения. Все добровольные пожертвования и целевые взносы подлежат документальному оформлению и учету, как в доходной, так и в расходной части организации.

Аналогичные требования закреплены в действующем приказе Управления образования г.Чебоксары.

В частности приказано:

- производить прием средств на основании добровольного волеизъявления благотворителя путем заключения договора пожертвования с руководителем образовательного учреждения;

- обеспечить поступление денежных средств благотворителей на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в финансовом управлении администрации г.Чебоксары;

- не допускать принуждения со стороны работников образовательного учреждения и родительской общественности к внесению благотворительных средств родителями обучающихся, воспитанников;

- запретить работникам образовательных учреждений сбор наличных денежных средств;

- не допускать неправомерных действий органов местного самоуправления образовательных учреждений, в том числе родительских комитетов по привлечению благотворительных средств.

Согласно Закону об образовании советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей) создаются в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации.

Таким образом, юридический статус родительского комитета - совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, созданный в целях учета мнения родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов.

В письме Минобрнауки России от 09.09.2015 указано, что любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

Таким образом, решения о любых добровольных пожертвованиях принимаются и осуществляются лично, добровольно, с заключением договора и внесением средств на лицевой счет образовательной организации. Пожертвование должно отвечать критериям добровольности и соразмерности благотворительной помощи материальным доходам семьи.

 

 

ВОПРОС: Допустимо ли проведение в школе дополнительных платных занятий по различным предметам учителем, который преподает  те же дисциплины у тех же учащихся в рамках основной общеобразовательной программы? Как должна определяться их стоимость? (родители учащихся)

 

ОТВЕТ: Согласно действующему законодательству, а именно п. 33 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Согласно ч. 2 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

В соответствии с ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, преподавание одними  и теми же педагогами  как основных предметов в рамках школьной программы, так и дополнительных платных занятий у одних и тех же воспитанников недопустимо, так как образует конфликт интересов педагогического работника.

Так, при осуществлении им профессиональной деятельности в рамках основных обязательных предметов возникает личная заинтересованность в вовлечении тех же самых воспитанников в платные образовательные услуги, поскольку по указанным платным услугам он, получает материальное вознаграждение в зависимости от количества детей, посещающих данные занятия, что влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Стоимость (тарифы) за дополнительные образовательные услуги должна определяться в соответствии с порядком, установленным решением Чебоксарского городского собрания депутатов ЧР от 30.10.2007 № 785 «О Положении о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Чебоксары и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Чебоксары, размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений».

Так, согласно п. 4.1.3 данного Положения органы местного самоуправления города Чебоксары устанавливают цены (тарифы) на дополнительные образовательные услуги.

 

ВОПРОС: Правомерно ли собирать деньги с родителей учащихся на ремонт школы и на уборку класса? (родители учащихcя)

 

ОТВЕТ: Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий - обязанность муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Поэтому требования с родителей деньги на ремонт в здании школы и иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ, не законны. Все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей (п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10). За нарушение таких требований предусмотрена административная ответственность по ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Расходы на уборку класса и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы. Школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» обязывают школы проводить ежедневную влажную уборку с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 12.3 СанПИН 2.4.2.2821-10), не реже раза в месяц - генеральную уборку (п. 12.6 СанПИН 2.4.2.2821-10). Эти мероприятия являются частью содержания школы (так называемое санитарное содержание, см. раздел XII СанПИН 2.4.2.2821-10), и финансируются исключительно муниципалитетом (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

 

Помощник прокурора района

 

юрист 1 класса                                                                                            А.А. Варягина

 

Дата последнего обновления страницы 18.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения